ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-738/2022 от 22.09.2022 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

56RS0042-01-2022-002877-63

№ 2(1)а-738/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой И.А., при секретаре Егоренко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №<адрес> к Пикалову Владимиру Александровичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> (далее – Инспекция) обратилась в суд с иском к ответчику Пикалову В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, указав, что ответчик в соответствии с п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов. В связи с наличием недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1369 рублей 40 копеек и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5839 рублей 24 копейки, в адрес административного ответчика было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в установленный законом срок страховые взносы ответчиком не уплачены, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ Инспекцией произведено начисление пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 рубля 95 копеек и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 21 рубль 12 копеек. ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась в адрес мирового судьи с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов, по результатам рассмотрения которого, ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ аДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Пикалова В.А. страховых взносов. Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> судебный приказ а- о взыскании с Пикалова В.А. страховых взносов отменен по заявлению Пикалова Владимира Александровича.

Просит суд взыскать с Пикалова В.А. недоимку по страховым взносам в размере 7234 рубля 71 копейка, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1369 рублей 40 копеек, пени в размере 4 рубля 95 копеек и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5839 рублей 24 копейки, пени 21 рубль 12 копеек.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России по <адрес>, административный ответчик Пикалов В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном суду заявлении, представитель административного истца просит о рассмотрении в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер, связанной с их взиманием, деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В силу части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.

Сторонами не отрицалось, что Пикалов В.А. согласно выписке из ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу подпункта 1 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В силу ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В силу п.5 ст.430 НК РФ если плательщики прекращают предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующих фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктами 1, 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно статье 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Пикалов В.А. в соответствии с п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.

В связи с наличием недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1369 рублей 40 копеек и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5839 рублей 24 копейки, в адрес административного ответчика было направлено требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в установленный законом срок страховые взносы ответчиком не уплачены, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ Инспекцией произведено начисление пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 рубля 95 копеек и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 21 рубль 12 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась в адрес мирового судьи с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате страховых взносов, по результатам рассмотрения которого, ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ а о взыскании с Пикалова В.А. страховых взносов. Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ а- о взыскании с Пикалова В.А. страховых взносов отменен по заявлению Пикалова Владимира Александровича от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно статье 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, административный истец просит взыскать сумму страховых взносов в размере 7234 рубля 71 копейка.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Общая сумма налога, подлежащая взысканию с административного ответчика, составляет 7234,71 рубль по требованию об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно в течение 6 месяцев налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов (требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ),то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате взносов и пени, Инспекция обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока.

Судом запрашивалось и исследовалось гражданское дело о выдаче судебного приказа в отношении должника Пикалова В.А ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из представленного заявления МИФНС России по <адрес> заявление о вынесении судебного приказа поступило к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ с пропуском установленного законом срока для обращения в суд. Ходатайств о восстановлении срока со стороны административного истца не заявлялось.

ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен. ДД.ММ.ГГГГ в Центральный районный суд <адрес> было направлено административное исковое заявление и в последующем ДД.ММ.ГГГГ было передано по подсудности в Сакмарский районный суд <адрес>. Истец не просил восстановить процессуальный срок.

Вместе с тем, Межрайонная ИФНС России по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-ОО указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ осуществляться не может. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока для взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на взыскание налога в судебном порядке, поскольку вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.

Сам факт обращения в шестимесячный срок после отмены судебного приказа в суд общей юрисдикции не свидетельствует о соблюдении пропущенного шестимесячного срока для обращения к мировому судье.

В связи с пропуском установленного срока для обращения в суд, отсутствием ходатайства о восстановлении и непредставлении уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу, что требования МИФНС России по <адрес> удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Пикалову Владимиру Александровичу о взыскании по страховым взносам в размере 7234 рубля 71 копейка, в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1369 рублей 40 копеек, пени в размере 4 рубля 95 копеек и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 5839 рублей 24 копейки, пени 21 рубль 12 копеек,– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.А.Долгова

Решение в окончательной форме принято 02 октября 2022 года.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела 2(1)а-738/2022 в производстве Сакмарского районного суда <адрес>.